Аббревиатура экскаватора ЭКГ расшифровывается следующим образом: Э - экскаватор, К – карьерный, Г – гусеничный. Следующая цифра (например, ЭКГ 5) обозначает вместимость ковша в кубических метрах. Следующий за цифрой буквенный индекс показывает вариант модернизации (например, У - экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки), а также, может обозначать код производителя.Эти обозначения имеют значение при выборе запчастей ЭКГ.
Данный экскаватор это модификация старых моделей Уралмашзавода: ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А.
Разрабатываемые породы с объемной массой более 2 т/м3 должны быть предварительно разрыхлены. Экскаватор предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1000 м над уровнем моря.
Карьерный гусеничный Экскаватор ЭКГ-5A конструируется из таких рабочих частей и узлов : пары гусеничных рам с гусеничными цепями и колесами; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга. Все механизмы закрыты кузовом (на платформе).
Кровля кузова оборудована съемными панелями. Они необходимы для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе. Нахождение узлов экскаватора и основных агрегатов гарантирует свободный доступ к ним для проведения монтажных, ремонтных и демонтажных работ. Практически все механизмы и составные части экскаватора ЭКГ-5а обладают блочной конструкцией и взаимно-заменяемы, что дает возможность применять ремонтно-агрегатный узловой метод.
Экскаватор ЭКГ-5В создан на базе серийного ЭКГ-5А. Его ковш оснащен пневмоударными зубьями, которые сами включаются в работу при увеличении сопротивления при копании, гарантирующие разрушение горной массы в процессе черпания и дает возможность разрабатывать трещиноватые породы и угли небольшой и средней крепости без предварительного их рыхления. Использование этой машины необходимо в тех случаях, когда невозможно осуществить буро-взрывные работы по экологическим или другим причинам. Расход электроэнергии не больше расхода электроэнергии при работе машины с обычным ковшом. Экскаватор оснащен пневмосистемой для питания молотов сжатым воздухом.
Основной для экскаватора ЭКГ-5Д служит серийный экскаватор ЭКГ-5А, оснащенный дизель-электрическим приводом, который позволяет машине работать в отсутствии линий электропередачи. Первичными двигателями экскаватора являются дизели, которые приводят в движение генераторы постоянного тока, подпитывающие двигатели основных механизмов.
Объем топливного бака – 3800 литров. Он рассчитан на 24 часа работы без перерыва. Дистанционный контроль позволяет следить за работой дизелей из кабины машиниста.
Рабочее оборудование состоит из ковша, стрелы с напорным механизмом и двуногой стойки, рукояти ковша, механизма открывания ковша. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний – держится на весу с помощью канатного полиспаста.
На поворотной платформе установлены двуногая стойка, подъемная лебедка, стрелочная лебедка и кузов, два поворотных механизма, пневмосистема, электрооборудование. В передней правой части платформы находится кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг находит опору в ходовой тележке и соединяется с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами находится высоковольтный токоприемник.
Составные части ковша: днище, передняя и задняя часть стенок, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка изготовлена из высоко-марганцовистой стали и снабжена пятью съемными зубьями тоже из марганцовой стали. Передняя стенка и зубья покрываются твердым сплавом.
Рукоять и стрела экскаватора-погрузчика изготовлены из низколегированной стали.
На стреле экскаватора находятся напорный механизм, блоки стрелочного каната, головные блоки, лебедка открывания ковша. Для устойчивого положения крепление стрелы осуществлено боковыми тягами к поворотной платформе.
Ходовой механизм приходит в движение от электродвигателя, который установлен на передней стенке нижней рамы.
Ходовой механизм и механизм переключения гусениц регулируется тормозной системой. Базовые узлы гидросистемы помещаются на задней стенке нижней рамы.
В системе управления предусмотрены элементы, благодаря которым механические характеристики главных приводов остаются стабильны при колебаниях температуры.
Экскаваторы ЭКГ-5а это тяжеловесная и крупногабаритная техника. Транспортировка ЭКГ-5А может реализовываться специальными автотранспортными средствами или транспортерами на железнодорожном ходу. При перевозке экскаватора ЭКГ-5А нужно снять (или опустить) рабочее оборудование и демонтировать двуногую стойку.
Наибольшее распространение получили экскаваторы ЭКГ 5А с вместимостью ковша 4-5.2 кубометра.
Модификации экскаватора ЭКГ-5A: ЭКГ-5В, ЭКГ-5Д, ЭКГ-5А-УС
В зависимости от климатических условий экскаваторы выпускают в исполнении «У» (умеренный, предельные границы колебания температуры ±40 °С); «ХЛ» (хладоустойчивый, колебания от +40 до –60 °С; «С» (северный) – от +40 до –50 ° C; «Т» (тропический) – от +55 до –20 °С.
Конструктивные особенности экскаватора ЭКГ-5В
Экскаватор ЭКГ-5В на базе серийного - ЭКГ-5А. Ковш этого экскаватора оборудован пневмоударными зубьями, обеспечивающими разрушение горной массы в процессе черпания и позволяет разрабатывать трещиноватые породы и угли малой и средней крепости без предварительного их рыхления взрывом.
Применение этого экскаватора перспективно в тех случаях, когда проведение буро-взрывных работ невозможно по экологическим или каким-либо иным причинам.
Удельный расход электроэнергии не превышает расхода при работе экскаватора с обычным ковшом
Ковш экскаватора снабжен пневмоударными зубьями, автоматически включаемыми в работу при увеличении со-противления при копании
Экскаватор оборудован пневмосистемой для питания молотов сжатым воздухом
Конструктивные особенности экскаватора ЭКГ-5Д
Экскаватор ЭКГ-5Д создан на базе серийного экскаватора ЭКГ 5А, оборудован дизель-электрическим приводом, дающим возможность эксплуатировать экскаватор в условиях отсутствия линий электропередачи.
Первичными двигателями экскаватора являются дизели, приводящие во вращение генераторы постоянного тока, питающие двигатели основных механизмов.
Топливный бак экскаватора объемом 3800 л рассчитан на 24 часа непрерывной работы
Система дистанционного контроля позволяет следить за работой дизелей из кабины машиниста
Наличие варианта экскаватора с уширенными гусеницами
Конструктивные особенности экскаватора ЭКГ-5А-УС
Экскаватор со среднеудлиненными линейными параметрами рабочего оборудования, предназначен для выемки уширенных заходок, обладает возможностью погрузки породы в большегрузные автосамосвалы грузоподъёмностью 75-110 т, либо в железнодорожные вагоны, расположенные на параллельных путях и на уровне стоянки экскаватора.
Технические характеристики ЭКГ-5A, ЭКГ-5В, ЭКГ-5Д, ЭКГ-5А-УС
Параметры |
ЭКГ-5А |
ЭКГ-5В |
ЭКГ-5Д |
ЭКГ-5А-УС |
Вместимость ковша, м³ |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
4.6 |
Радиус черпания наибольший, м |
14.5 |
14.5 |
14.5 |
15.5 |
Радиус черпания на уровне стояния, м |
9.04 |
9.04 |
9.04 |
10.5 |
Высота черпания наибольшая, м |
10.3 |
10.2 |
10.3 |
12.9 |
Радиус выгрузки наибольший, м |
12.65 |
12.65 |
12.65 |
13.7 |
Радиус хвостовой части, м |
6.7 |
6.5 |
6.7 |
9 |
Высота выгрузки наибольшая, м |
5.25 |
6.5 |
6.7 |
5.9 |
Просвет под поворотной платформой, м |
1.85 |
1.89 |
1.89 |
1.85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кгс/см² |
2,1/1,72/1,3 |
2,19/1,79/1,52 |
2,1/1,72/1,3 |
2,26/1,85 |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении, кПа |
205/162/127 |
215/176/149 |
205/162/127 |
221/181 |
Расчетная продолжительность цикла (при угле поворота 90°), с |
23 |
26 |
23 |
29 |
Напряжение питающей сети, кВ |
3; 3,3; 6; 6,6 |
3; 3,3; 6; 6,6 |
- |
3; 3,3; 6; 6,6 |
Тип электропривода |
Г-Д с МУ |
Г-Д с МУ |
Дизель-электрический |
Г-Д с МУ |
Мощность сетевого двигателя, кВт |
250 |
250 (400) |
- |
250 |
Масса рабочая, т |
196 |
207 |
195 |
211 |
Габаритные размеры и масса основных узлов и агрегатов
Наименование узла (агрегата) |
Номер чертежа |
Масса, тн |
Длина, м |
Ширина, м |
Высота, м |
Ковш |
- |
9,935 |
2,45 |
2,19 |
2,56 |
Рукоять |
- |
7.950 |
7.915 |
1.774 |
- |
Стрела с головными блоками |
- |
17.14 |
11.15 |
- |
- |
Двуногая стойка |
- |
3.48 |
6.45 |
1.4 |
- |
Преобразовательный агрегат |
- |
8.0 |
4.76 |
1.12 |
1.6 |
Двигатель подъема |
- |
3.5 |
1.85 |
0.96 |
- |
Двигатель поворота |
- |
0.93 |
1.32 |
0.57 |
- |
Двигатель хода |
- |
0.86 |
1.28 |
0.59 |
- |
Двигатель напора |
- |
0.86 |
1.28 |
0.59 |
- |
Редуктор поворота |
- |
2.01 |
1.32 |
0.85 |
0.62 |
Редуктор хода |
- |
2.95 |
1.34 |
1.09 |
0.88 |
Редуктор подъемной лебедки |
- |
3.12 |
1.78 |
1.14 |
1.69 |
Поворотная платформа |
- |
18.9 |
8.1 |
5.0 |
1.2 |
Нижняя рама |
- |
10.5 |
3.0 |
3.0 |
1.68 |
Гусеничная рама |
- |
5.45 |
5.5 |
0.75 |
1.0 |
Зубчатый венец |
- |
2.77 |
3.37 |
- |
- |
Роликовый круг |
- |
1.78 |
3.05 |
- |
- |
Центральная цапфа |
- |
0.64 |
1.22 |
0.33 |
- |
Кабина |
- |
1.1 |
2.36 |
1.35 |
2.76 |
Характеристика канатов
Назначение |
Обозначение каната |
ГОСТ |
Диаметр каната, мм |
Длина, м |
Разрывное усилие каната, кгс |
Подъем ковша |
39,5-Г-В-Н-180 |
ТУ 14-4-192-77 |
39,5 |
58,0 |
94623 |
Подъем стрелы |
30-Г-В-О-Н-170 |
ГОСТ 7669-80 |
30,0 |
125 |
57300 |
Открывание днища ковша |
11,5-Г-1-Н-180 |
ГОСТ 3071-74 |
11.15 |
10,5 |
6255 |
Экскаватор получает питание от высоковольтного приключательного пункта. Качество электроснабжения должно обеспечиваться потребителем по нормам действующей нормативно-технической документации. Потребляемая мощность экскаватора в получасовом режиме составляет 250-275 кВт при средневзвешенном коэффициенте мощности 0,6. Для питания экскаватора от приключательного пункта рекомендуется высоковольтный кабель КШВГ-Зх16+1х6 для условий умеренного климата или КШВГ-Т-Зх25+1хЮ для условий тропического климата.
Для управления высоковольтным электродвигателем Аг-М (пятимашинного преобразовательного агрегата) и силовым трансформатором собственных нужд Тр1 применено малогабаритное высоковольтное комплектное распределительное устройство РУ с общим разъединителем, масляным выключателем на ток отключения 1,25 кА, имеющими ручной привод, и предохранителями на. 8 А или 16 А при напряжении питающей сети 6000 В или 3000 В соответственно.